г. Челябинск, ул. Кирова, 116
8 (351) 263-22-03
версия для
слабовидящих
Афиша
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Анонсы

Полезные ссылки

Зрители о читке пьесы «Говорит Москва» Юлии Поспеловой

Большая подборка отзывов о читке новой пьесы молодого драматурга Юлии Поспеловой в Челябинском Молодежном театре.

Напомним, читка состоялась 25 февраля в "трюме" Молодежного театра, то есть в помещении под сценой. Режиссер читки – Данил Чащин. Пьесу читала Народная артистка России Ольга Телякова. 

Читка пьесы «Говорит Москва» Юлии Поспеловой

Данил Чащин, режиссер читки:

Сегодня показали читку-эскиз по пьесе Юли Поспеловой "Говорит Москва" в Челябинском молодежном театре. Зрителей пришло много. Обсуждение было дольше чем сам эскиз. Как-то сообща решили, что такой спектакль нужен и интересен. А я за эти несколько репетиций даже как-то по новому взглянул на профессию, да и на свою жизнь...
Спасибо всем, кто был причастен к этому показу.
Не расстаюсь с этим материалом, продолжение следует.

Ксения Тухватулина:

Сегодня мы вновь занимались исследованием закоулков Молодежного театра и на этот раз вновь оказались в замечательном нестандартном пространстве – под кругом сцены, где-то внизу, переместившись с момента прошлой читки в вертикальном отношении – с чердака в подвал... 

Это конечно и символично, поскольку вновь речь шла о мире ребенка, только вот детство здесь было совсем не волшебным...
Пьеса Юлии Поспеловой о Светлане Аллилуевой и ее отношениях с своим отцом. Это произведение на пьесу честно говоря не очень-то и похоже, но вот как литературное произведение выше всяких похвал. Замечательный ассоциативный и визуальный взгляд ребенка на одного из главных людей в своей жизни. Пьеса поразила и потрясла в хорошем смысле слова. И первая мысль, которая пришла в голову была о том, что далеко не каждый из нас сможет вот именно так рассказать о своем отце или матери, с такой любовью, надеждой, с такими мелкими подробностями – что любит, чего не любит, какая пепельница стоит на столе у отца, какая царапинка с чем связана, как он смотрит и что думает... Это удивительно...

Трактовка режиссера близка и понятна. Прежде всего – это пьеса о жизни, жизни естественно непростой, ведь и семья непростая и отношения непростые. Из этих отношений невозможно вычеркнуть и историко-культурный контекст эпохи, о чем много было сказано позднее на обсуждении. И вот постепенно в глазах ребенка "папа" превращается в НЕГО. Приходит понимание его роли не только в судьбе огромного государства, но и в судьбах близких Светлане людей – любимых, друзей, матери... Она взрослеет, но навсегда в ее памяти останутся именно эти моменты – что ее любят меньше, чем Лелю, что он вытащил ее перед незнакомыми людьми и заставил "милую хозяюшку" танцевать, что не получалось поговорить, и сам он оказывался для нее за стеной незнакомых людей...

И абсолютно вписались в эту историю и фотографии из нашего и наших родителей черно-белого, но такого счастливого детства. Они уравнивали в правах отношений с родителями эту девочку и одновременно отстраняли ее, противопоставляя ее детство простым детским годам остальных.
Разбросанные везде в хаотичном порядке шары, разные по размеру, форме, фактуре действительно создавали целый мир детской комнаты, Вселенной, встреч...
И наконец огромная благодарность Ольге Теляковой, которая прожила это текст вместе с автором и ребенком. Слова, паузы, оттенки, чувства – все сложилось. Спасибо! Получила истинное удовольствие от литературы, чтения, атмосферы и обсуждения.
Проект "Читки" не оставляет нам выбора. Идти нужно обязательно, ведь дублей нет, случается событие-эксклюзив – единственное в своем роде.

Даша Шарова:

Для меня театр – настоящий праздник для души и ума, место с особой атмосферой и приятными людьми. Поскольку наш Молодежный театр всегда манил меня своей архитектурой, я рада, что у меня появилась возможность побывать в нем. И не просто побывать на спектакле, а стать частью необычного проекта – читки пьесы "Говорит Москва", написанной современным драматургом Юлией Поспеловой, поставленной режиссером Данилой Чащиным и прочитанной Народной артисткой России Ольгой Теляковой. Очаровательная Ольга Васильевна погрузила нас, зрителей, в детский мир Светланы Аллилуевой, дочери И.В. Сталина. А камерная обстановка подвального помещения театра, визуальные и аудиальные находки режиссера (детские фото, игрушки, шаги наверху, песня в исполнении Пугачевой) помогли сродниться с героиней, поставить себя на ее место, прочувствовать драматичность некоторых моментов в отношениях с отцом и миром в целом. Ух! Дрожь по телу и влажные глаза были обеспечены. Такого я еще не испытывала в стенах театра. Буду ждать подобного эксперимента в следующий раз! До скорой встречи, Молодежный!

Юлия Прокопенко:

Читка пьесы "Говорит Москва" Юлии Поспеловой. Мне как зрителю-обывателю хватило всего - энергии, поэтики, актуальности... Я тоже была маленькой девочкой, мне есть, что переосмыслить... Хотя от образа Сталина было не уйти - всю читку поверху ходил, сбивая актрису :) Прав был с репликой из зала г-н Латышев - экран бы побольше и звук погромче - всё остальное вполне устроило. Ольга Васильевна потрясающая - живая, настоящая - актриса, которой веришь до последней строчки, до занавеса. С удовольствием посмотрю пьесу на большой сцене (пусть это будет сцена ЧГМТ :) Творческих побед Данилу Чащину.

Лариса Раковская:

После того, как я побывала на читке пьесы «Колыбельная Марселя Марсо», сомнений не было: пойти на читку пьесы очередного современного драматурга Юлии Поспеловой «Говорит Москва» очень даже нужно. Ведь это так замечательно, необычно и познавательно. Что ж, я не ошиблась: было и чему удивиться, что узнать, а чему порадоваться, как уже чему-то ожидаемому. Да, на улице вновь снегопад, причем достаточно сильный, а если учесть, что снег ложится на образовавшийся после оттепели лед, то чувствуешь себя все же несколько неустойчиво и хочется чего-то стабильного, например, размеренной и дружелюбной атмосферы Челябинского Молодежного театра, что ж, театр не разочаровал. Всем желающим приобщиться к искусству современности выдавались программки, из них я узнала, что пьесу нам покажут не где-нибудь, а в месте, обозначенном как «трюм», что уже интригует - под крышей я уже была, а вот ниже уровня буфета спускаться не приходилось. Итак, мы в зале, взглянув на развешенные тут и там елочные игрушки, шарики и пляжные мячи, слегка недоумеваем. Что это? Работники забыли прибрать после новогоднего праздника, или это декорации к сегодняшней постановке? Скоро мы все узнаем.
«Говорит Москва» заявлена как пьеса, но мне она таковой не показалась, произведение напоминает дневник или мемуары маленькой девочки – Светланы Аллилуевой. Если не знать, что это не просто девочка, а дочь Сталина, то воспринимать происходящее достаточно непросто, да и ключевые события того времени тоже бы неплохо знать. Я же не поклонник культа личности Сталина, хотя и признаю, что некоторые его решения были верными, но для меня все же это больше отрицательная фигура. Образ диктатора вроде бы как и не присутствует на сцене, вернее, присутствует эпизодически в виде фотографий, которые транслируются по телевизору, который стоит на сцене на одном из шкафов. Там показывают весьма хаотически и другие фотографии Светланы или просто советских мальчишек и девчонок, видеоряд достаточно часто повторяется. Конечно же, шарики и прочие мячики оказались в помещении не случайно, они послужили иллюстрацией к воспоминаниям маленькой и постепенно взрослеющей Светланы. Но Свету редко зовут по имени, чаще ее отец называет «хозяйкой». На мой взгляд, это достаточно странно. Есть в пьесе и письма от отца, и просто умозаключения героини. Вот она пришла в школу, вот она знакомится с мальчиком, который, как и она, любит Жюля Верна и Фенимора Купера и с которым они называют друг друга не иначе как Кора и Ункас. Но вот он пропадает, и она слышит шепот, что он оказался врагом народа.
Истории разделены по времени, Светлана постепенно взрослеет, очень ярким было воспоминание девочки, когда их школьников везли в поезде на юг. И они пили горячий чай с сахаром из стаканов с подстаканниками, звенели ложки, и им махали проходящие люди. Невольно задумаешься, как мало нужно ребенку для счастья, а еще над тем, насколько проще жили раньше люди. Умеют ли дети сейчас ценить эти маленькие радости, когда за окном мелькают деревья, а ты чувствуешь, что впереди ждет неизведанное и радостное. Текст читает Ольга Телякова, хотя она читает его настолько ярко, что ощущаешь себя где-то внутри спектакля, иногда отвлекаешься и погружаешься в свои мысли. На экране периодически возникают какие-то пояснения, которые позволяют понять, о ком именно вспоминает героиня, но мне не всегда было комфортно их читать. Поэтому я предпочла и вовсе не обращать на них внимание, пусть это будет просто историей девочки, которая тоже не знает точно, кто эти все люди, которые ей нравятся или же не нравятся. В «Говорит Москва» показан, прежде всего, хрупкий мир ребенка, который любит своего отца, несмотря на то, что он очень мало времени ему уделяет. Меня удивило, что переживаний, связанных каким-то образом с матерью, у ребенка нет. Уделено лишь внимание тому, что чувствовала девочка, когда узнала, что матери у нее нет. Закончилась пьеса объявлением по радио о смерти вождя. Именно тогда и прозвучали слова «Говорит Москва», эти слова настолько важны для Юлии Поспеловой, что именно так и назвали пьесу.
После читки пьесы состоялось обсуждение увиденного, режиссер спектакля – Данил Чащин поделился своими мыслями по поводу пьесы, рассказал о том, какой видит пьесу «Говорит Москва» он сам, что Юлия Поспелова еще не до конца определилась с текстом и постоянно что-то переделывает, что в основе произведения лежат письма самой Светланы Алилуевой или же те биографические сведения, которые общедоступны и общеизвестны. Интересно, что многие увидели аналогии с той историей, которая была рассказана тоже Ольгой Теляковой, но о дочери Марселя Марсо. Все-таки какие разные у девочек отцы: у кого-то открытые и добрые, а у кого-то замкнутые и непредсказуемые. Оказывается, что нет-нет да и раздающиеся над головой у актрисы скрипящие шаги, совсем не были запланированы режиссером, это просто кто-то ходил над нами, а Ольга Телякова так мастерски обыграла этот момент, что все поверили, что это и есть шаги Сталина. Да, зритель был готов ко всяким экспериментам. Многие зрители спрашивали: в каком формате это будет показано – на большой или не очень сцене. Мне тоже не видится это на большой сцене, все-таки это монолог, и актер на небольшой сцене в единственном лице очень органичен. Но вот будет ли востребован этот спектакль, честно сказать, затрудняюсь ответить. Мне спектакль скорее понравился, но это впечатление о нем так и хочется оставить именно таким недооформленным и недосказанным, ничего не хочется завершать и перечитывать. Хотя на самом обсуждении многое получилось допонять и додумать, но пусть это останется за кадром.

Евгений Мастер:

Ещё одна читка позади... первая, но точно не последняя, в этом году.

В этот раз это была пьеса Юлии Поспеловой "ГОВОРИТ МОСКВА". И вновь новая локация - подвальное помещение ЧГМТ. Вторая читка, второй раз подряд детский взгляд на события. И даже сундук перекочевал из предыдущей, предновогодней читки, из-под крыши театра в его подвал. И читала текст уже знакомая по опять же предыдущей читке замечательная Ольга Телякова.

Режиссером читки пьесы выступил Данил Чащин, который, кстати, параллельно ставит пьесу Александра Молчанова «Убийца» в ЧелДраме — своего рода современный вариант «Над пропастью во ржи». Её премьера состоится на малой сцене через 2 недели - 10 и 11 марта.
А основой для пьесы Юлии Поспеловой послужили письма дочери Сталина. Текст естественно был немного ошлифован, но смысл писем был сохранён.

Сталина на вас нет! или Сталина мало.

Мир маленькой девочки Хозяйки в тени отца - мир Светочки Аллилуевой в тени Отца народов. О том, как трудно быть дочерью вождя. События того сложного для нашего понимания времени глазами девочки. Во время читки у меня стойко стояла перед глазами картина с сидящей на полу девочкой, окружённой сломанными куклами.

Чтение сопровождал видеоряд на экране телевизора, с кратким описанием дальнейшей судьбы, затронутых в тексте персонажей. Шары на полу, как планеты во Вселенной маленькой девочки в большой стране. Трагическая судьба соратников отца в изложении маленькой девочки уже не так трагична. Просто не пришёл, просто умер... во всяком случае так услышал я. А эти шаги сверху, на шум которых, переставав читать и задрав голову вверх, обращала внимание, Ольга Телякова. Создавалось впечатление полного присутствия того, о ком читали... как-будто так и было задумано...

Обсуждение после читки оказалось не менее интересным, чем сама читка...
Так некоторым было непонятно желание автора взять за основу именно дочь Сталина, а не Путина например, Шостаковича... Так как автора не было, отдуваться пришлось режиссёру Данилу Чащину. Он сказал, что он в этой пьесе Сталина особо и не видит. Лукавит? Я вижу, но считаю, что образ неполный. Мало Сталина, мало. И я не вижу ничего плохого в том, что брать за основу пьесы жизнь семьи Отца Народов. Нет, я - не сталинист, но в тоже время я против рисовать этот исторический образ только чёрным. Личность сия неоднозначная, а стало быть вовсе неплохо показать его человеческую часть, его взаимоотношения с близкими.

Ещё многие на обсуждении не видели будущего пьесы как спектакля... Не знаю, мне так не показалось. Дополнить пьесу, декоративный ряд, звук... и отличный выйдет спектакль. Вот и Данил сказал, что он рассматривает такую возможность (поставить спектакль по пьесе), благо прочитанный нам текст даже не окончательный.

Продолжение следует...

Нина Михайловна Бровман:

25 февраля в Молодежном театре прошла читка пьесы Юлии Поспеловой "Говорит Москва". Зрители собрались в странном круглом помещении под сценой, что создавало настроение: будет нечто необычное и непривычное. Так и было. Из воспоминаний Светланы Аллилуевой, интересных именно как воспоминания, как слова очевидца, драматург создала текст поэтический (не стихотворный!) и завораживающий. Завораживало и сценическое пространство, и полумрак в зале, и шелест падающих страниц, и голос актрисы Ольги Теляковой. Тебя словно засасывала жизнь маленькой девочки, затем девочки-подростка и взрослой женщины. Героиня вспоминала предметы из своего детства, одноклассников, друзей своих родителей, родственников. Конечно, детство - счастливое время, но ее впечатления не были безоблачны: казалось, будто она идет по минному полю. Вот одноклассник Миша: как здорово было играть с ним в индейцев! Но тут же поворот: его родителей арестованы, Миша исчезает из ее жизни. Вот строгая, но любящая мама - и тут же ее смерть, о которой девочке говорят неправду. И его навсегда заноза в сердце. Вот первая любовь, под надзором топтунов, растоптанная отцовской рукой. А вот и отец, нежный и любящий, пока девочка - маленький несмышленыш, и суровый и пренебрегающий ею, когда она взрослеет. Как приятно и легко любить маленького ребенка: он так безоглядно верит родителям, все им прощает (хотя насколько слепым надо быть, заставляя ребенка танцевать перед подвыпившими гостями, настолько его не понимать и не жалеть!. Светлана рассказывает этот эпизод по-детски, без четких формулировок, но ты ощущаешь и неловкость, и смущение, и неуместность происходящего). Потом ребенок вырастает, становится личностью, начинает критично относиться к родителям. Самостоятельного человека трудно принять, нет уже той любви и ласки, и не пробиться к отцовскому сердцу.
Мне кажется, драматург не случайно обратилась к этой теме: ребенок вождя, а не просто чей-то ребенок. История про просто ребенка была бы историей об изгнании из детского рая, но это все равно был бы рай, в которой был бы маленький ангел - ребенок, взрослые ангелы - его родители, а вокруг царило бы счастье.
В пьесе получилось глубже: детский рай оказался не раем, Светлана не может вернуться к детскому мироощущению: будучи взрослой, она оглядывается назад, судит время и отца. Ее детские воспоминания отравлены действительностью, а любовь к отцу - любовь несмотря и любовь вопреки.
Теперь о том, что я не приняла. Видимо, создавая видеоряд, режиссер Данила Чащин, пытался всех нас вернуть в детство: на экране были детские фотографии советской поры. Но мне, поскольку я восприняла пьесу как пьесу о конкретном времени и месте, показались чужеродными снимки 70х годов. Фотографии 20-30-40х годов, на мой взгляд, лучше бы отражали время.
Что касается сценической судьбы пьесы, то я сомневаюсь в ней. Не потому, что режиссер не справится: если режиссер любит материал, он найдет способ его воплотить, Дело в зрителях. Среди присутствующих на читках было много молодежи: судя по их словах, упомянутые в пьесе люди им совершенно незнакомы. Не хотелось бы никого обижать: им неизвестно то, что знаю я, а я не знаю того, что знает юное поколение. Но не выдавать же перед началом спектакля текст с биографическими справками!

Ольга Гвоздева:

Ожидание и реальность, всё сложилось воедино. Шикарно! Редкость!)
Атмосфера! Понравилось то, что сама читка пьесы проходила под сценой: две "кухни" слились в одну! Два тайных мира, которые редко доступны для общего обозрения! Содержание и личное таинство воспоминаний девочки и наполнение пьесы замечательно сошлись с помещением!) Прекрасно!
У меня очень трепетное, личное и уважительное отношение к семье Сталина! Мы с Данилом после это обсуждали)))) Я фанат, не скрою. Особо отмечу: шаги и кукла! Необычно и запоминаемо!
Масса впечатлений и удовольствия! Браво Ольге Васильевне и Данилу Чащину!)

Создано: 28.02.2017 г. 19:51
Изменено: 28.02.2017 г. 19:57
* - Все поля обязательны для заполнения
28.02.2017 Татьяна Климовец

Ольга Васильевна была бесподобна!!!

28.02.2017 Мария Кытманова

Начну с того, что я очень люблю посещать подобные представления Молодёжного театра в формате читки. Я их открыла примерно год назад и хожу с неослабевающим интересом. Я очень рада, что театр развивается в разных направлениях и привлекает зрителей разными способами. Это прекрасно!

Если говорит конкретно про читку «Говорит Москва», то для меня данное мероприятие прошло успешно и очень оригинально! Ходя на разные читки, особое внимание я всегда уделяю месту проведения, так как они чаще всего варьируются. Это очень интересно! Таким образом, я изучила практически всё здание Молодёжного театра. Побывав уже за кулисами, в подвале, под сценой и других любопытных местах, в которые просто так не попадёшь, я открыла для себя что-то большее, чем просто театр. И это очень интересно! Данная же читка проходила под сценой в подвале. В этом месте я ещё не была. Вообще, я очень люблю нестандартные места, особенно, если это касается каких-то значительных и любимых мне мест. Думаю, со мной согласятся многие, ведь все любят те места, посетить которые может не каждый, особенно, обычный человек. Тут хочется и затронуть тему декораций. Так как читка – это не спектакль, а некий эксперимент, который режиссёр преподносит данным образом, то и декорации всегда любопытно рассматривать. Мне очень понравилась затея преобразить подвальное место под сценой в виде некой детской комнаты, которая олицетворяет Вселенную каждого человека, а в данном случае «на основе биографии Светланы Аллилуевой — дочери Сталина».

И перейдя к теме самой пьесы, могу сказать, что идея создания такого произведения является, по моему мнению, интересной задумкой и работой в целом. Мне очень понравилась идея постановки пьесы: «эта история не про репрессии, "совок", диктатуру и политику. <…> эта история про разрушение детского рая, про изгнание из него ребенка, про взросление, про то, как меняются взаимоотношения ребенка с миром в процессе взросления. Мир, как родители» (цитата Данил Чащин, режиссер читки).Таким образом, тема и идея пьесы очень актуальна на данный момент. Мы все люди, все взрослеем, безусловно, имеем очень тесную связь с родителями, меняем свою точку зрения не только о мире, но и о родителях. Тут к месту продолжение цитаты режиссёра читки к моим мыслям: «В детстве они кажутся тебе идеальными, самыми лучшими, но когда ты становишься старше, ты начинаешь видеть их разные стороны. И то, что казалось тебе таким радостным, приятным и правильным, на самом деле может оказаться жестоким, отвратительным, несправедливым и смертельным. И при этом… при полном осознании неидеальности мира, ты продолжаешь его любить как родителей». Безусловно, тема, как я и сказала ранее, очень актуальна. Я думаю, многие со мной согласятся.

В заключении хочу выразить особую благодарность Народной артистке России Ольге Теляковой, которая и читала всю пьесу «Говорит Москва» Юлии Поспеловой. Эта женщина очень душевно, искренне и тонко преподносит каждое творение. Конечно, она дарит незабываемые впечатления, которые остаются в памяти ещё на долгое время! Спасибо и режиссёру (Данил Чащин), который взялся за осуществление такого мероприятия, как читки в Молодёжном театре и смог очень оригинально преподнести современную пьесу с глубоким смыслом того времени.