г. Челябинск, ул. Кирова, 116
8 (351) 263-22-03
версия для
слабовидящих
Афиша
пнвтсрчтптсбвс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Анонсы

Полезные ссылки

Антон Батанов: «Для художника и актёры могут стать декорацией»

Над спектаклем «Принцип Леонарда» вместе с режиссёром Александром Ваховым работает художник из Санкт-Петербурга (родом из Екатеринбурга) Антон Батанов. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства (сегодня – Российский институт сценических искусств), он сотрудничал с драматическим театром «На Литейном», негосударственным театром Санкт-Петербурга «ЦЕХЪ» и другими независимыми театральными объединениями. В интервью Антон рассказал о том, почему плоские декорации лучше объёмных, о чём нужно разговаривать с режиссёром и чем уральские художники отличаются от петербургских.

Плоские вещи

– В чём главная идея художественного оформления спектакля «Принцип Леонарда»? От чего отталкивались?

– От того, что нравится, что близко. Главная идея – сделать сказку, но с учётом того, что дети сегодня быстро взрослеют, они другие. Повторять то, что делали художники-постановщики 20 или даже 10 лет назад, нет смысла. Но и не хочется, чтобы получился спектакль совсем для взрослых. Поэтому в художественном решении есть многослойность: сказка для детей – первый слой, дальше – взаимоотношения персонажей. Ну а здесь уже кто что увидит.


– Декорации, насколько мне известно, будут минималистичными.

– Они условные, обозначающие место действия. Мы сначала вообще хотели сделать огромные слова-обозначения: «дворец», «сад». Но эта идея не совсем ко двору пришлась, потому что детям всё равно нужна визуальная составляющая, зрелищность. Поэтому у нас три плана плоских декораций, которые будут ходить туда-сюда. Таким образом будут получаться разные места действия. Плоские вещи иногда сильнее воздействуют, чем объём.


– И ещё будет видеопроекция.

– Да, какие-то вещи мы решили через видео, но это здесь не главное. Многие считают, что в современном театре без видео никуда. В итоге во многих спектаклях, особенно детских, оно заменяет декорации, используется как фон. Видео можно использовать по-разному. Например, интересный опыт у меня был в театре «На Литейном», где Пётр Чижов поставил спектакль «Антарктида». Там использовалось потоковое видео. Актёры сами снимали себя во время спектакля. И всегда это получалось по-живому. Бывало, что-то не ладилось с техникой, но накладки только обогащали спектакль.


Границы размываются

– Как вы выбираете, с кем и над какими проектами работать?

– Я не могу сказать, что когда-то выбирал. Последние годы мне везёт: интересно работать, есть общий язык с режиссёрами. Но так было не всегда.


– Вам важно быть согласным с ви́дением режиссёра? Или лучше, когда есть свобода и можно делать, как сам видишь?

– «Сам видишь» – для этого есть, собственно, графика. Там я могу делать что хочу, для себя. А театр – командная работа. Режиссёр предлагает какие-то свои идеи по оформлению спектакля, художник высказывает своё мнение. Границы размываются. Особенно если есть контакт. С режиссёром постоянно нужно разговаривать. Из разговоров рождается спектакль. С Сашей (Александром Ваховым. – Прим. авт.) мы весь спектакль проговариваем, чуть ли не проигрываем от начала и до конца. Но всё равно это только заготовка. Потом приходят актёры, подключаются пошивочные, декорационные цеха. Они привносят что-то своё, и спектакль меняется, обогащается.


– Вам интереснее работать с реалистическим материалом или сказочно-фантастическим?

– Всё зависит от задумки режиссёра. В любом реалистичном материале может возникнуть что-то нереалистичное. И наоборот: когда больше ограничений, по-моему, даже интереснее, чем когда у тебя полная свобода.


– Вы много сотрудничали с независимыми театрами. Здесь, в Молодёжном, своя специфика. Сейчас сложнее?

– Нет, абсолютно. В небольших театрах, негосударственных, всё придумывается немного по-другому. Там нет цехов, бюджеты меньше. Здесь – другое. Но в хорошем смысле. Это то, чему я учился. Просто учили одному, а реалии совершенно другие. Это и интересно! Кто как, а я очень кайфую, когда то, что я нарисовал, потом вижу на сцене, и чем точнее получается, тем больше моя радость.


Надо больше смотреть

– Какой цели служит художественное оформление спектакля: сопроводить действие, проиллюстрировать его, создать новые смыслы?

– Я громко сейчас скажу, но, мне кажется, нужно добиваться визуальной режиссуры. Это не иллюстрация. Иллюстрировать скучно. Нужно создавать новый мир, особенно в сказке, — новое пространство, где будут существовать актёры. В идеале хочется делать спектакли, где работа художника вообще не заметна. Но это высший пилотаж. Для художника и актёры могут стать декорацией.


– Какие темы вам интересны, какие жанры? Есть ли сюжеты, которые повторяются в творчестве?

– В графике я создаю аллегории. Этот мир проявляется и в постановочной деятельности. Сейчас чаще стали возникать социальные темы в творчестве. Не остросоциальные истории, а какие-то обобщённые персонажи, антропоморфные, человекообразные – полулюди, полунелюди.


– Что вас вдохновляет? Какие художники?

– Северное Возрождение в германоязычных странах: Босх, Брейгель, Кранах. Интересен авангард, московский концептуализм. А что вдохновляет?.. Да что угодно. Важно, на что ты обращаешь внимание, что подмечаешь в мире вокруг, что для себя берёшь. Больше надо смотреть, больше ездить, общаться с людьми. Это всё вдохновляет.


– Художники на Урале и в Санкт-Петербурге отличаются – по стилю, подходу?

– Главное отличие, наверное, в том, что уральцы более ответственны по отношению к своему делу, и это радует. В творчестве уральских художников есть определённая брутальность. Мне кажется, тут художники в большей степени замкнуты на собственном мире, больше находятся внутри себя. В Петербурге сильнее чувствуется влияние разных течений, эпох, стилей.


– Насколько для вас как для художника важна среда? Есть же, наверное, разница – работать, скажем, в Челябинске или в Санкт-Петербурге?

– На самом деле отличий немного. Петербург или Челябинск... это кажется, что в Петербурге обалденная культурная жизнь. Когда ты там находишься, ты так не думаешь. В любом городе есть, грубо говоря, несколько институций, которые делают что-то достойное. Всё остальное – уныло и непонятно для чего. Главное, чтобы формировалась команда или несколько команд, круг людей, с которыми ты работаешь. И тогда уже без разницы, где ты работаешь – в Челябинске, Петербурге, Норильске или Москве.

Екатерина Сырцева
Фото: Игорь Шутов

Премьера сказочной истории для родителей и детей «Принцип Леонарда» состоится 1, 2, 16 сентября в 11:00 и 14:00. 
Билеты пока только в кассе театра, онлайн-продажа откроется 26 июня по данной ссылке

Создано: 08.06.2018 г. 18:53
Изменено: 08.06.2018 г. 18:59
* - Все поля обязательны для заполнения