г. Челябинск, ул. Кирова, 116
8 (351) 263-22-03
версия для
слабовидящих
Афиша
пнвтсрчтптсбвс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Анонсы

Полезные ссылки

Пьесы Данилова выдерживают сравнение с Чеховым». Владимир Спешков о феномене «Человека из Подольска» и фестивале «Дебаркадер»

Идея поставить нашумевшую пьесу Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» и показать премьеру на челябинском фестивале современного искусства «Дебаркадер» принадлежит театральному критику Владимиру Спешкову. К проекту присоединились режиссёр Олег Иванов и актёры Молодёжного театра. А поскольку всем хотелось, чтобы спектакль жил и после «Дебаркадера», было решено перенести его в репертуар Молодёжного.

– В чём феномен этой пьесы? Почему она «выстрелила»?

– Она замечательно написана. Дмитрий Данилов живёт в языке, создаёт особенную реальность. Есть писатели вне времени, а есть такие, через которых проходит боль и юмор сегодняшнего момента. Данилов из нашей непростой жизни создаёт пьесы, которые я бы сравнил с чеховскими: они дарят не только скорбное бесчувствие, но и энергию. Смеховую энергию. Я не раз наблюдал на читках «Человека из Подольска», как люди, понимая, что перед ними разыгрывается допрос в отделении полиции и что ничего хорошего из этого не выйдет, вдруг приходят в необычайно возбуждённо-весёлое состояние. Ужас ужасом, но мы в этом живём и ещё способны смеяться.

Пьесу можно по-разному интерпретировать. Я видел читку, где полицейские были представлены абсолютными монстрами. Но это несколько старомодный подход – считать, что они не могут быть другими. Вторая реальность – искусство – имеет свойство преобразовывать первую. И, может быть, если мы будем ставить и играть про других полицейских, то и реальные станут чуточку лучше. Это идеализм, конечно, но хочется надеяться... Интересную интерпретацию предложил театральный критик Антон Хитров: по его мнению, фигуры полицейских – отражение пропагандистов современного актуального искусства, которые этим искусством терзают попадающихся на их пути людей точно так же, как грубые полицейские терзают насилием. Современное искусство в некоторых своих проявлениях действительно агрессивно.

– В чём, на ваш взгляд, главная мысль, идея пьесы?

– Это пьеса без однозначной идеи. Она о сложности и многообразии современной жизни. О том, что иногда нужно пытаться не жить по инерции, а остановиться, удивиться парадоксам жизни, что-то изменить в ней. А то так и проживёшь от школьной парты до могилы, не замечая, какие виды за окном электрички, на которой ты каждый день ездишь на работу и обратно.

Ещё есть текст, слово Данилова. Есть в драматургии, литературе вещи, которые сильны не идеей, а самой тканью, материалом, когда испытываешь разные эмоции, не обязательно смеховые, от самой фактуры. Именно это давно происходит на Западе с драмой абсурда. Когда только появились спектакли по пьесе «Лысая певица», публика от первой до последней минуты хохотала. Текст действительно смешной, но над чем смеёмся?

– Девиз «Дебаркадера» в этом году «Невозможность границ». Как «Человек из Подольска» вписывается в эту тематику?

– Главный персонаж, как и многие из нас, пытается встроить свою жизнь в некие рамки. И должна возникнуть парадоксальная, страшная, травмоопасная ситуация, чтобы человек понял, что жизнь не замкнута в придуманных им границах. Нужно посмотреть вокруг, задуматься о том, что Подольск, может быть, не менее интересен, чем Амстердам, а то, что ты называешь творчеством, на самом деле ерунда; что пока ещё не поздно что-то изменить в жизни. Или хотя бы подумать о возможности этого, попробовать расширить границы. «Человек из Подольска» – о том, что скучно, когда жизнь однообразна и предсказуема. Надо пытаться вырваться из круга обыденного.

– Расскажите, пожалуйста, о театральной программе «Дебаркадера».

– Намечено два оригинальных челябинских проекта. Первый – это «Человек из Подольска». Премьера состоится 1 октября в Государственном историческом музее Южного Урала. Потом спектакль войдёт в репертуар Молодёжного театра. Второй проект реализует режиссёр Олег Хапов вместе с драматургом Егором Черла́ком (Геннадием Григорьевым). Олег нашёл в музее переписку актёра и актрисы (мужа и жены) Челябинского театра кукол времён Великой Отечественной войны, когда он был на фронте, а она здесь. Это письма о театре и войне, о жизни, фотографии, связанные с тем временем. Должна получиться бродилка по пространствам музея. Спектакль ещё в процессе работы, поэтому пока не ясно, будут ли там актёры или только их звучащие голоса.

Отдельно мы реализуем совместный проект с независимыми (негосударственными) театрами из Перми и Екатеринбурга – транзитный мини-фестиваль трёх спектаклей. Один из них – «Человек из Подольска». Второй – спектакль театральной платформы «В центре». Она существует в екатеринбургском Ельцин-центре два сезона и интересно заявила о себе. На «Дебаркадер» мы хотим привезти их спектакль «Шпаликов» по новой пьесе Рината Ташимова в постановке петербургского режиссёра Николая Русского. Геннадий Шпаликов – известный сценарист (соавтор фильма «Я шагаю по Москве» и ещё нескольких, оставшихся в истории не только российского, но и мирового кинематографа), писатель, поэт. Яркая жизнь со страшным концом – самоубийством. В его судьбе принимали участие разные люди: шестидесятники, Никита Михалков, Никита Хрущёв (в спектакле его играет замечательный екатеринбургский актёр Александр Фукалов). Эта постановка передаёт атмосферу 60-х годов, есть перекличка с нашим временем.

Третий спектакль – из Перми. Там есть независимый коллектив «Большая стирка», который создал и возглавляет Дмитрий Заболотских. Он поставил спектакль «Техника молодёжи»: изучил все номера одноимённого советского журнала за период с 30-х до 90-х годов прошлого века, выбрал тексты о том, каким будет коммунизм, и скомпоновал в некую композицию. В спектакле есть танцевальные и вокальные номера, много юмора, но много лирики и горечи, поскольку мы знаем, что коммунизм не настал, и жизнь обманула многие ожидания.

После «Дебаркадера» мы хотим показать эти спектакли в Екатеринбурге (есть договорённость с «Ельцин-центром») и, если получится, в Перми.

Может быть, сделаем ещё читки. Олега Хапова давно интересует пьеса Ирины Васьковской, ученицы Николая Коляды, Who’s afraid of contemporary art? («Кто боится современного искусства?»). Это очень нам в тему. Может быть, получится показать на «Дебаркадере» вербатим-проект режиссёра Никиты Золина, посвящённый истории Озёрска (спектакль создан в театре драмы и комедии «Наш дом»). В своё время «Наш дом» привозил на «Дебаркадер» спектакль Золина по пьесе Мартина МакДонаха «Лейтенант с острова Инишмор», он тогда очень хорошо прошёл.

Екатерина Сырцева

Премьера спектакля «Человек из Подольска» состоится 2 и 3 октября в 18:00.

Билеты в кассе театра или онлайн.

Создано: 13.08.2018 г. 16:28
Изменено: 13.08.2018 г. 16:31
* - Все поля обязательны для заполнения