г. Челябинск, ул. Кирова, 116
8 (351) 263-22-03
версия для
слабовидящих
Афиша
пнвтсрчтптсбвс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Анонсы

Полезные ссылки

Театр и чума – страшно или правдиво?

Что общего между искусством и болезнью? Существует ли театр без сцены, без режиссёра, без пьесы? Об этом и другом поговорили на ридинг-группе в Молодёжном театре. Предметом разговора стали статьи французского актёра, режиссёра, писателя, драматурга Антонена Арто.

Шлейф сумасшествия не помешал Арто создать театральную систему, которая в наши дни всё чаще находит отклик у зрителей. Режиссёр Молодёжного театра Александр Черепанов в своих спектаклях часто обращается к идеям Арто, в частности, он устраняет «четвёртую стену», разделяющую артистов и зрителей. Александр выступил модератором встречи. 

«Раньше я не была знакома с творчеством Антонена Арто, только слышала о театре жестокости в истории Дмитрия Писарева “Дед Мазай и зайцы”, – делится зрительница Юлия Юхнина. – Сперва подумала, что подготовка к встрече будет непростой – изучить сборник “Театр и его Двойник”, а потом проанализировать в ходе беседы. Но оказалось, что Арто пишет очень увлекательно. Особенно мне попало в душу сравнение театра и чумы. Когда человек заболевал, у него происходили изменения в организме, под воздействием которых открывались тайные желания, выплёскивалось наружу то, что он хранил в самой глубине души. Не зря есть выражение “очуметь”. По мнению Арто, то же самое и в театре – когда человек смотрит действие, у него внутри должно происходить какое-то открытие».

«На ридинг-группе произошёл, можно так сказать, взрыв мозга, потому что Александр практически прочитал лекцию по философии, – говорит постоянный зритель Молодёжного театра Светлана Демцура. – Было интересно узнать подробнее об Арто и поделиться своим мнением относительно его взглядов на театр. В какой-то момент Александр Черепанов показал картину, которая описана в тексте Арто “Театр и его Двойник”. Режиссёр спросил нас, что мы видим на картине, каким, согласно ей, Арто представлял театр. Вопрос был провокационным. В процессе дискуссии мы пришли к мнению, что театр должен быть повсеместно – он должен проходить на разных планах и разных плоскостях, в разных пространствах, не только на сцене, не только линейно… “Четвёртую стену” нужно разрушать».

Участники спросили у модератора, какие спектакли поставлены по системе Арто. Александр сказал, что затруднительно определить, по каким критериям можно понять, что это – однозначно Арто, а это – нет. Тем не менее во многие современные постановки просачиваются идеи французского драматурга. А челябинские зрители утверждают, что и сам Александр ставит спектакли согласно идеям Арто. «Наш любимый спектакль “Душа подушки” – это ведь пример отсутствия “четвёртой стены”, – считает Юлия Юхнина. – Дети и взрослые устраивают бой подушками, лежат на них, обнимаются, границы между действием и зрителями в этом спектакле не существует…» Мнение Юлии поддержала и другая постоянная зрительница Молодёжного театра, Светлана Бараш:
«Мне нравится, что театр воспитывает своего зрителя, он поднимает зрителя до себя, готовит к своим постановкам. Понятно, что эта ридинг-группа – тоже своего рода подготовка к спектаклю «Курт», который будет ставить Александр Черепанов. Он считает, что зритель, который познакомится с работами и философией Антонена Арто, сможет другими глазами увидеть будущий спектакль и лучше понять его. Когда мы познакомимся с текстами Арто, с его театром жестокости, когда мы проживём этот текст, мы поймём многие современные постановки, в которых театр отличается от классического – он живой, контактирующий. Вообще встреча была очень интересной. Вначале мы посмотрели передачу Михаила Левитина, посвящённую Арто. Левитин рассказывал о нём, я бы сказала, влюблённо. Он нарисовал портрет очень красивого человека. Конечно, личность Арто неординарная – в нём так много всего сошлось, так много всего сфокусировано, что можно только о его биографии книгу писать. Текст его читается как очень изящная литература, а его театральная система полна метафор и образов, хотя во многом не такая структурированная, как у Станиславского. И тем не менее она дала пищу многим поколениям режиссёров».

На следующей встрече, которая состоится 26 октября в 18:00 в Молодёжном театре, Александр Черепанов покажет ряд видеофрагментов спектаклей, поставленных по системе Арто, а также продолжится дискуссия, посвящённая театру жестокости.

Приглашаем на встречу всех желающих. Вход бесплатный, но по предварительной записи по данной ссылке.

Для участия в ридинг-группе желательно познакомиться со сборником статей «Театр и его Двойник» Антонена Арто (ссылку на него вы получите при регистрации).

Вера Вяткина
Фото: Игорь Шутов

Создано: 23.10.2019 г. 14:14
Изменено: 23.10.2019 г. 17:33
* - Все поля обязательны для заполнения