г. Челябинск, ул. Кирова, 116
8 (351) 263-22-03
версия для
слабовидящих
Афиша
пнвтсрчтптсбвс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Анонсы

Полезные ссылки

О поисках русской души, общности Чехова и Достоевского и новом спектакле «Идиот»

Идея постановки спектакля по пьесе «Иванов», первой в творчестве Антона Чехова, формировалась у главного режиссёра Молодёжного театра Ивана Миневцева около десяти лет. Ещё до поступления в ГИТИС он задумался о том, как можно было бы раскрыть этот текст средствами театра. Сейчас для этого есть всё – актёры и площадка, где можно реализовать свою идею – связать Чехова и Достоевского. 18 апреля премьера спектакля по пьесе «Иванов» состоится в Молодёжном театре. Называться она будет «Идиот». Почему – узнали у режиссёра Ивана Миневцева.

Говорит что думает, делает что хочет…

– Иванов может показаться, выражаясь словами другого персонажа пьесы, «глубоко несимпатичным». Но он не так однозначен. Иванов – не святой, он простой человек, со своими исканиями, переживаниями, ошибками, мечтами. Хотел когда-то перевернуть мир, но сложилось иначе. Как вы восприняли Иванова?

– Он мне кажется оплотом, главной линией истории о русской душе. Он и есть та самая русская душа. Местами не очень приятная, болезненно-ущербная. Иванов мне неприятен. Я вижу в нём себя, свои нехорошие черты. Отличает нас одно: у меня есть профессия, я могу то, что чувствую, выражать через своё дело, работая в театре. У Чехова нет ни намёка на то, чем занимается Иванов. Он бездельник, рефлексирующий и довольно странный, без воли и цели. Но у него светлый ум, готовность признать собственную никчёмность и бессмысленность жизни. Это и стало мне интересно.


– Доктор Львов называет Иванова Тартюфом, считая его манипулятором и пустословом. Это так?

– Нет. Львов в отличие от Иванова воспринимает мир в чёрно-белом цвете, делит людей на хороших и плохих. Себя он, естественно, считает хорошим, честным. Но он глупый. Иванов, конечно, не Тартюф. Сару он берёт в жёны не из-за денег, в чём его обвиняют. Она ему понравилась – красивая, загадочная, умная. Но женился – и разочаровался, а потом привык. Это не значит, что у Иванова были хитрые планы. Нет! Так может думать только человек, который сам способен на это. Иванов максимально честен с собой. У него может меняться мнение, но он говорит что думает, и делает что хочет.


– В этой пьесе, как и во многих других чеховских текстах, чувствуется удушливая атмосфера уныния. Каким вам видится этот мир?

– Эта пьеса действительно пропитана тоской. Но это мне и понравилось. Я не зря решаю объединить этот материал с Достоевским. И сто лет назад, и сегодня всё одинаково. Если посмотреть вокруг, мы теми же словами заговорим: «тоска», «уныние». Что это? Почему столько снега, так холодно и хочется водки выпить? Почему так одиноко, когда идёшь ночью по улице? И я задумался: кто круче Фёдора Михайловича описывал русского человека, вот эту его тоску? Это русский код – мы все на этом воспитаны. Достоевский как великий философ, мыслитель мне кажется базой, а Чехов – как бы надстройкой.


Точно не подлец

– Чувство вины – ещё одно свойственное русской душе чувство?

– В общем-то, да. Если смотреть с точки зрения этой пьесы, Иванов притупляет в себе чувство вины. Если бы оно его перекрыло и стало ведущим, он бы не бросил Сару, а занял позицию жертвы: «У меня же больная жена, я обязан быть рядом». Но он не идёт на это, а в финале винит себя и за её смерть, и за глупую затею со свадьбой на другой женщине. Но стреляется он не из-за чувства вины. Странный финал у Чехова…


– В первой редакции пьесы у Иванова остановилось сердце.

– И такой концовке я больше склонен верить. Потому что сомнительная получается история: откуда ни с того ни с сего у Иванова взялся пистолет? Мы сделаем несколько финалов и начнём спектакль с конца.


– Как Юрий Бутусов в своём «Иванове»?

– Это же старый приём. Ничего страшного в этом нет.


– Тимофей Кулябин в «Театре Наций» перенёс действие «Иванова» в советскую эпоху, как бы говоря: эта история актуальна всегда. Каким будет чеховско-ивановский мир в вашем спектакле?

– У нас будет про сегодня. Мы создаём пространство мещанского города, каких много в России, которые застряли где-то между Советским Союзом, девяностыми и современностью. Из современности там только «Самсунг» в кредит, из девяностых – остальная атрибутика. И, конечно, там царит советское сознание. Действие будет разворачиваться на площади, потому что практически всё происходит на площадях. Не дома, где только пьют наливку и откуда Иванов постоянно стремится уйти, сбежать.


– Кто работает с вами в постановочной группе?

– Художник по костюмам Варвара Иваник. Она сейчас учится у Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Художником по свету выступит главный художник Молодёжного театра Антон Сластников. Для него это первый опыт в области работы со светом. Композитор Константин Хазанович – один из лучших джазовых музыкантов Санкт-Петербурга. С ним мы тоже работаем далеко не первый раз.


– И всё-таки: вы как режиссёр на стороне Иванова или нет? Кто он: ищущий себя, растерявшийся человек, не справившийся с жизнью, или расчётливый эгоист?

– И то и другое. Он эгоист. И он растерялся, не справился с жизнью. Иванов ничего не делает специально, у него нет плана, он не знает, что будет завтра, как быть с Сарой и Сашей. Мне кажется, если бы Иванов чуть больше доверял себе и тому, куда его ведёт жизнь, ему, возможно, было бы немного легче. Не знаю… Ему везде тяжело. И никак он с этим не справляется. Но он точно не подлец.

Екатерина Сырцева
Фото: Григорий Сотников
Журнал о людях «ЧЛБ.Собака.ru»

Премьера спектакля «Идиот» состоится 18, 19, 25 и 26 апреля в 18:00. Следующие показы: 14 и 22 мая в 18:00. Билеты – в кассе театра или онлайн.

Создано: 02.04.2019 г. 01:45
Изменено: 02.04.2019 г. 01:48
* - Все поля обязательны для заполнения