г. Челябинск, ул. Кирова, 116
8 (351) 263-22-03
версия для
слабовидящих
Афиша
пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Анонсы

Полезные ссылки

Генрик Ибсен

Кукольный дом

Драма в 2-х действиях
18+
2 ч. 20 мин
Билеты:
200-400 руб.

Описание

Чувствами можно играть. Можно манипулировать. Можно испытывать. А можно и наказывать. Себя. Других. Особенно любовь. Какой бы она ни была – большой или «кукольной». Потому что следы она оставляет всегда, а ещё – оставляет улики.

Молодая женщина, спасая жизнь мужа, решается на подлог – подделывает подпись отца на векселе. Когда обман обнаруживается, её жизнь начинает рушиться, как карточный домик. И даже тот, кто мог бы составить её счастье, бессилен помочь – он тяжело болен. Расплата становится неминуемой.

Спектакль «Кукольный дом» – меньше всего проповедь нравственных начал, хотя в немалой степени ему присущ и этический аспект. Скорее это завуалированный вопрос, адресованный лично каждому: а что нынче в вашем сердце – любовь?.. ревность?.. страх?.. преданность?.. предательство?..

Прислушайтесь к себе. И ещё – слушайте музыку... потому что рояль на сцене – это такое же действующее лицо – продолжение женщины, которую Ибсен назвал Норой…

Премьера состоялась 3 декабря 2002 г.

Действующие лица и исполнители

Отзывы

* - Все поля обязательны для заполнения
04.12.2013 Татьяна

Спасибо за отличный спектакль. Великолепная игра актеров. Смотрится на одном дыхании. Неожиданно, тем приятнее, спасибо и успехов.

20.02.2016 Елена

После спектакля осталась тяжесть на душе и много раздумий в голове. Но это не испортило впечатление от него. Он замечательный, актеры профессионалы своего дела, поэтому как будто прожила вместе с ними их беду и их мнимое счастье вначале. 3 часа пролетели как 5 минут. Интересно, откуда же в главной героине, Норе, которую сыграла несравненная Ольга Телякова, столько энергии и жизненных сил? Спасибо всем, кто создал это чудо. Светлая память Науму Юрьевичу Орлову.

04.02.2017 Настя

Это лучший спектакль, который я видела!

Очень берет за душу, заставляет задуматься, оставляет долгое послевкусие.

В конце стояла, аплодировала и плакала!

28.02.2017 Любава Любавина

Спектакль непростой даже очень продвинутого зрителя. НО столько эмоций!!!!Великолепно поставленный, красивый и пронзительно искренний спектакль. Спасибо большое!

28.02.2017 Надежда Ярова

Приятнейшее впечатление с покупки билета и до выхода из театра! Весь персонал очень вежливый, предупредительный! В антракте молодой человек спустился в буфет и попросил поторопиться, т.к. скоро спектакль продолжится( звонки были, но мы их неосознанно проигнорировали), в гардеробе всех очень быстро одели, никакой толпы (за 15 минут всех одели).

Только вот хотелось бы, чтоб о таких значимых спектаклях предупреждали заранее (оказалось, что этот спектакль играется 1 раз в год в день рождения Наума Орлова, поставившего этот спектакль), мы бы цветов купили хоть)))

На взрослые обязательно ещё пойдём, а детские уже все посетили по несколько раз)

Процветания театру и преданных зрителей!

14.01.2018 Светлана Сергеевна

Актерам отдельный поклон и по исполнению и игре на рояле! Редкое сочетание. Костюмеры профессионально выполняют одежду под каждого актёра и персонал театра. Впечатляет и выбор сюжета к премьере. И картинная выставка в стенах театра.

14.01.2018 Мария Кытманова

Отмечу сразу, что я «проникла» в этот дом ещё давно, прочитав само произведение, посмотрев экранизацию и проанализировав пьесу. Последняя станция «проникновения» была наша постановка, от которой я даже и не знала, чего ожидать. Почему?

Я полагаю, что «Кукольный дом» не совсем предназначен для театра… Ведь в произведении негде развернуться, ибо всё действо происходит буквально как в кукольном доме практически во всех смыслах. Но это не значит, что я веду к полностью отрицательному заключению моего впечатления от постановки, ведь рождественскую уютную атмосферу дома придают и довольно качественные красивые и гармоничные декорации (настоящие и искусственные свечи, искрящаяся ёлка, символичный одинокий фонарь др.), и искрящийся от света снег, который часто «окутывал» сцену на протяжении всего спектакля… Да и вообще, Наум Орлов поставил спектакль максимально качественно для 2002 года (в этом году была премьера), да и сейчас спектакль абсолютно нельзя назвать «старомодным» и т.п.

В продолжении описания деталей я хочу отметить и небольшие недостатки:

Так, мне не хватило музыки. Хоть она гармонично и вовремя менялась с обстановкой действа, но всё равно её было для меня мало. Было бы даже лучше, если бы она была классической. Так и хотелось включить Россини - «Тарантела», что очень символично для произведения, в беспечные моменты - И.С. Баха (к примеру,"Воздух")…

Также немного слабым показалась игра со светом и именно какие-либо «световые» эффекты, которые бы указывали на что-то, «разбавляли» атмосферу, придавали ещё больше волшебства в одних (нужных) моментах или настороженности и накала – в других…

И да, про сам сюжет я не пишу и не буду, ибо кому надо – узнают… Тем более, далее я обозначу ключевые моменты и моё мнение на это…

Ну, а теперь упомяну главных актёров, по которым я уже успела соскучатся.

Во-первых, Ольга Телякова. Вот только из-за неё можно идти на спектакль, так как многогранности и умению быть всегда разной, но всегда такой настоящей и искренней можно поучиться. Конечно, Ольге Теляковой досталась главная роль - Норы, жены адвоката Торвальда Хельмера , безусловно, обитательница «кукольного дома». Данный образ до сих пор не укладывается в моей голове своим эволюционированием из «куколка-игрушки» в «состоявшуюся» бабочку, которой места в «кукольном доме» быть уже не может, а потому она «вылетает» на волю. Возможно, это звучит громко, гордо и красиво, но это освобождение «расковывает безудержную волю к равенству и таит в себе семя самоотрицания и самоистребления». Как же метко и вовремя я нашла эту цитату Н. Бердяева. Её можно даже и не комментировать, ибо она идеально во всех смыслах. Так, «новая» гордая Нора покидает «кукольный дом» для становления человеком, но последствия такого решения говорят сами за себя (в будущем). Думаю, что многие со мной согласятся, кто понимает, о чём идёт речь.

Ну, а сама Ольга Телякова воспользовалась всеми своими качествами, чтобы показать эволюцию Норы, показать её с разных сторон, «прожить» такую судьбу. Низкий поклон за потрясающее исполнение! Браво!

Андрей Гаврилюк в роли того самого мужа Норы (Хельмер) и того самого человека, от которого ушла Нора и оставила на свою голову троих собственных детей. Конечно, в образе Хельмера есть отражения буржуазного мира с известными чертами характера и пр. Но в данном герое намного больше положительного, чем то, каким якобы истинным лицом предстаёт Хельмер в порыве злобы по отношению к Норе и к её раскрытой уже тайне. Поэтому всё так же неоднозначно можно размышлять про сам тип героя в обществе, так и поступок уязвимого Хельмера в личной жизни.

Но одно могу сказать точно: А. Гаврилюк был очень и очень хорош в этой роли. Очень убедительно, со вкусом вылетает каждая реплика из его уст. Более того, данный актёр и О. Телякова – это одна из лучших и любимых для меня «театральных пар».

Не могу не отметить и Бориса Черева в роли Крогстада. Насколько же правдоподобно и ни с кем не сравним Борис подаёт себя на сцене. Прекрасным вышел разрушитель благополучия «кукольного дома», пришедший извне и давящий на благополучие дома своим шантажом. Браво! Каждая его роль…прекрасна!

Что ж, к концу моего рецензирования я поняла, что данный ежегодный спектакль я бы навряд ли согласилась смотреть с большой охотой в 19-м… Кажется, что для меня 3 часа спектакля прошли так же трудно, как и мучительные 3 дня перед раскрытии правды Норы мужу.

В выводе ещё хочу сказать, что для каждого своя правда и свой смысл произведения…как и всегда.

Но понятно одно точно (для меня): в пьесе речь идет об освобождении человека. Ведь все здесь освобождаются (или пытаются освободиться) от чего-то: Хельмер от косности восприятия мира, доктор Ранк — от страха перед скорой смертью, Крогстад — от неблаговидного прошлого, фру Линне — от одиночества и никчемности существования… Но самое важное – это понимание того, что через свободу человек самоуничтожается. А если говорить более масштабно (про общественный строй, к примеру), то «Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!»

(Ф. Достоевский). Ведь «Все дороги ведут к людям» (А. Де Сент-Экзюпери)…

20.02.2019 Виктория Красюк

Очень достойная классика, любимый спектакль. Спектакль на века.

21.02.2019 Наталья Рахматуллаева

Вчера 20 февраля в 18-00 час. мы с подругой СЧАСТЛИВО ПОПАЛИ на спектакль в Молодёжный театр. В нашем городе именно и ТОЛЬКО в Молодёжном театре в День Рождения Наума Юрьевича Орлова ставят его спектакль "Кукольный дом"..

Наум Юрьевич поставил этот спектакль , буквально за год до ухода ( в 2002 году была премьера)..

Во время просмотра спектакля, я вспомнила, что очень давно читала само произведение...

Действие спектакля просто затягивает.... Прекрасная игра актёров, удивительно мягкая правильная РЕЧЬ актёров , тексты произносятся чисто и с оттенком ТОГО прошлого времени... Жаль, что на сцене мало места и негде развернуться, ибо всё действо происходит буквально как в кукольном доме практически во всех смыслах.

Рождественскую атмосферу дома придают красивые декорации:зажженные настоящие свечи, искрящаяся ёлка, одинокий фонарь , детские игрушки и подарки в ярких блестящих упаковках. А ещё СНЕГ, снег, снег, что искрится в свете свечей и засыпает всю сцену- комнату ,дом....

Браво игре нар. артистки РФ талантливой Ольги Теляковой.

Только , чтобы увидеть её игру на сцене, НАДО идти на данный спектакль!! Она умеет быть всегда разной интересной и такой настоящей и искренней. Её главная роль - Норы, жены адвоката Торвальда Хельмера ....

Эта милая маленькая женщина «куколка-игрушка» , порой кажется, что она даже некая "пустышка" избалованная мужем.... но потом до слёз жалко её за её страхи и тревоги от каждого звонка в дверь...

.....Наконец, она понимает и говорит прямо мужу, что ЛЮБВИ не было, что никто её не любил...... ей нет больше места в «кукольном доме» ... и она «вылетает» на волю.....

Это и есть настоящее ОСВОБОЖДЕНИЕ....

БРАВО за прекрасное исполнение!!

Очень достойный ИНТЕРЕСНЫЙ спектакль.!! И он ПОГРУЖАЕТ зрителей в атмосферу ТЕАТРАЛЬНОГО ЗРЕЛИЩА ЧУВСТВ.. а для ТАКОГО правильного понимания и определения ЛЮБВИ - ВРЕМЯ происходящих событий совершенно НЕ ВАЖНО.

Данный спектакль создан и оставлен нам большим МАСТЕРОМ!! Думаю, что ещё многие десятилетия спектакль будет вызывать ИНТЕРЕС у зрителя!!

Благодарность руководству Молодёжного театра за сохранение ПАМЯТИ о великом человеке- НАУМЕ ЮРЬЕВИЧЕ ОРЛОВЕ!!

26.02.2019 Светлана Бараш

«МОЙ МИЛЫЙ, ЧТО ТЕБЕ Я СДЕЛАЛА?!»

Три желания…

Спектакль «Кукольный дом» Генрика Ибсена в Молодёжном театре стал исполнением сразу трёх желаний: увидеть классическую драму, посмотреть спектакль, поставленный Н.Ю. Орловым, и встретиться с актрисой Ольгой Теляковой.

Большое спасибо всем! Держу в руке ещё старого образца тюзовскую программку – раритет! Как замечательно, что театр сохранил и программку, и пьесу, премьера которой состоялась 3 декабря 2002 года. Это была последняя постановка Народного артиста Российской Федерации Наума Орлова. Когда-то, в этих же стенах смотрела спектакль, ставший первой визитной карточкой челябинского режиссёра, – «Иосиф Швейк против Франца Иосифа»: яркий, эксцентричный, музыкальный!

Потрясающую игру Народной артистки России Ольги Теляковой смотрела растроганно и заворожённо некоторое время назад даже не во время спектакля, а на читке монопьесы М. Конторович «Колыбельная Марселя Марсо», где, оказалось, была только одна роль – мужская. Получился блестящий моноспектакль! С песочной анимацией! Как прекрасно, чутко, естественно и щемяще читала-играла Телякова, с какими богатыми и проникновенными модуляциями голоса, проживая-сопереживая, историю жизни маленького испуганного ребёнка и взрослого, рассказывающего сказку-колыбельную о своём грустном детстве. Этого спектакля, к сожалению, нет в репертуаре театра, но запомнилось, как душевно и щедро делилась замечательная актриса своими искренними эмоциями.

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

Пьеса «Кукольный дом» – текст известный, слегка подзабытый. В сюжете драмы тем, созвучных с сегодняшним временем, предостаточно, что и делает пьесу неустаревающей. О чём она? О судьбе хрупкой, но сильной женщины в несвободном мире. Это очень кратко.

Нора, милая, наивная, прелестная, стремительная и изящная, как статуэтка, «белочка» и «мотовка», как называет её муж Торвальд Хельмер (Андрей Гаврилюк). Она возвращается домой под тяжестью всевозможных свёртков-подарков в яркой, блестящей упаковке. И эта линия – внешняя беззаботность и кажущаяся легкомысленность в сочетании с «грузом» проблем – становится в драме ведущей.

Нора постоянно в движении, постоянно в заботах и тревогах: этой порхающей «птичке» и присесть-то некогда. Меняются, как калейдоскоп, сценические картины. Нора устраивает на работу давнюю подругу фру Линне (Юлия Миневцева), вдову, оставшуюся без средств. Занимается тремя детьми и семейным бытом. Рассказывает, как брала ссуду в банке, чтобы вылечить тяжело больного мужа. Она незаметно для окружающих экономит и подрабатывает, чтобы выплачивать огромные долги. Вот она умирает от страха из-за угроз и шантажа Крогстада (Борис Черев). И при этом пытается весело и возбуждённо щебетать, настойчиво просит мужа научить её танцевать тарантеллу, напряжённо отвлекая его внимание от почтового ящика: в нём находится роковое письмо, которое может разрушить и погубить её семью, её Дом! («Я глупая, а ты умён…»).

И вот «певунью-пташку», «голубку», «птичку» ещё недавно любящий муж готов растоптать, когда раскрывается так долго и тяжело скрываемая правда («Все жаворонки нынче – вороны!»). Она подделала подпись отца, но ради мужа, ради счастья семьи.

Впрочем, простите, увлеклась… Это чуткая, проникновенная и динамичная игра Ольги Теляковой увлекает, её тонкое понимание характера героини: подвижной и очень стойкой, готовой жертвовать собой и умереть от непонимания и нелюбви («Мой милый, что тебе я сделала?!» / Вчера ещё – в ногах лежал! / Равнял с Китайскою державою!»). Молодой, ломкий голос актрисы проникает во все уголки зрительного зала, в полной, заворожённой, сопереживающей её героине, тишине.

Изменения в характере Норы Ольги Теляковой поразительны, но они подготовлены всем ходом драмы, действительно драмы: в финале пьесы перед нами совершенно другой человек, другая женщина! Нора уходит из кукольного дома, она теперь не марионетка и послушное орудие в руках мужа-кукловода: Нора полна решимости резко изменить свою жизнь и судьбу.

Конечно, рядом с Ольгой Теляковой её замечательные партнёры. Как разительно и динамично меняются линии в поведении и характерах главных героев пьесы.

Денис Филоненко в роли доктора Ранка, смирившегося со своей судьбой, безответно влюблённого в Нору, чуткого и верного, сыгран актёром очень тепло, достоверно, человечно. Это о нём, о Ранке с ноткой зависти скажет Нора, замученная постоянным страхом и нерешенными проблемами, что тот непременно закроется в своём доме, никого не станет принимать, чтобы умереть одному. А норвежские традиции действительно предполагают жить открыто, не занавешивая окон, не скрывая свою личную добропорядочную жизнь от постороннего взгляда.

Крогстад Бориса Черева в начале пьесы подобен статуе командора с его тяжеловесной походкой. Циничный, язвительный, жёсткий и жестокий шантажист является к несчастной Норе с холодным и безжалостным лицом инквизитора, а вот в финале – это нежный влюблённый со счастливой улыбкой, готовый прощать и быть прощёнными, немедленно бежать, чтобы исполнить любое желание любимой женщины.

Торвальд Хельмер как будто искренне любил Нору, лелеял, дарил подарки, но он капризный, резкий, эгоистичный, экспансивный человек, баловень, привыкший быть в центре постоянного внимания. Персонажу Андрея Гаврилюка буквально не сидится на месте: вот он у пианино, потом быстро подбегает к Норе, затем укладывается на кушетку... Жена для него живая и любимая игрушка, куколка, которой можно манипулировать, и имя которой он ласково «забывает». Его вполне устраивало положение вещей до тех пор, пока не «вскрылась» правда. И вот маска любящего и нежного мужа сброшена, и гнев разъярённого супруга по-настоящему страшен: он не способен на жертвы ради семьи, ради Норы (Детоубийца на суду / Стою – немилая, несмелая./ Я и в аду тебе скажу: / «Мой милый, что тебе я сделала?»). Но как только изменилась ситуация, перед нами растерянный, не очень-то уверенный в себе мужчина, который надеется, что его жена вернётся.

Героиня Юлии Миневцевой – Кристина Линне – в начале пьесы ищет не только работу, но и себя; она не только выслушивает откровения подруги, но и пытается ей помочь. Нора (как будто) уходит из семьи, от 3-х детей, от мужа, а фрау Линне, всегда готовая к самопожертвованию, отважно и привычно берёт на себя заботу о 4-х детях Крогстада.

«Кукольный дом», как карточный домик, без Норы распался – рассыпался. Но финал двойственен и открыт. Кто прав? Это для нас, зрителей, финал пьесы как бы «свёрнут» во времени и в пространстве. В реальной жизни у прототипа Норы дальнейшая судьба была ожидаемо очень непростой: забрали детей, признали душевнобольной («О, вопль женщин всех времён: / «Мой милый, что тебе я сделала?!»).

Отмечу великолепную работу художника-постановщика Антона Сластникова, художника по костюмам Елены Сластниковой, режиссёра по пластике и хореографии Виктора Панфёрова и музыкального руководителя Анны Розенберг. Ольга Телякова выступила в постановке и в качестве ассистента режиссёра.

Все элементы в комплексе – декорации: одинокий фонарь, трепетные огни свечей, игрушки (лошадка-качалка, на которой никуда не уедешь; кукла в белом подвенечном платье, переходящая из рук в руки персонажей), рождественская ель – символ древа жизни; платья Норы, подчёркивающие живость и яркость её характера; музыкальное оформление, игра героев на фортепиано, их пластичность и музыкальность, – всё это необыкновенно бережно и ярко дополняет образы персонажей пьесы, их настроение и переживания. И ещё – это снег, падающий на сцену, белый снег, как символ необходимой душевной чистоты и света, веры и покоя. Снег – это и чистый лист бумаги, на котором возможно заново написать историю жизни.

«Кукольный дом» – единственный спектакль (из 45 постановок Н.Ю. Орлова), который остался на челябинской сцене. Пьесу всегда играют в День рождения Мастера. В этом году 20 февраля 2019 года отмечалось 95-летие Н. Ю. Орлова! Обо всём этом зрителям рассказала Ольга Телякова после окончания спектакля.

Может быть, стоит сделать видеоверсию этой уникальной постановки?!

Совсем скоро, 5 марта, будут отмечать Юбилей Ольги Васильевны Теляковой, Народной артистки Российской Федерации, имеющей среди своих наград – приз за лучшую женскую роль, роль Норы, на международном театральном фестивале «Гостиный двор».

«Кукольный дом» – спектакль серьёзный, глубокий, живой и современный – смотрела вместе с дочерью, которой он тоже очень понравился. Уверена – пьеса «Кукольный дом» будет интересна разным поколениям зрителей! И ещё от души: долгой, успешной и творческой жизни и «Кукольному дому», и его актёрам!

P.S. В тексте отзыва цитируется стихотворение М. Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала?».