Пять спектаклей Молодёжного театра посмотрела критик Оксана Кушляева

25.08.2021
Театральный критик из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева приехала по приглашению Молодёжного театра, чтобы обсудить последние премьеры.«Она была у нас три года назад, мы пригласили её снова. На мой взгляд, это должно стать традицией, чтобы спектакли обсуждались, – комментирует главный режиссёр Молодёжного Иван Миневцев. – Когда обсуждает специалист, это интересно, потому что это другой контакт, нежели со зрителями или с коллегами. Театральный критик как будто разгадывает коды, которые ты закладываешь в спектакль. Кроме того, для развития театра важна динамика, особенно в театре, который удалён от Москвы и Петербурга, где всё равно в большей степени кипит театроведческая жизнь».
Первым Оксана Кушляева увидела спектакль «Онегин» в постановке Ивана Миневцева.
«Скорее, это размышление в режиме реального времени, потому что ваш спектакль забирает, взаимодействует и как шоу, и как сказка, волшебный, настоящий. Тем более для меня это своего рода возвращение в театр, потому что всё лето я ходила на спектакли-бродилки и образовался некий голод по конвенциальному театру. Поэтому я присоединяюсь к овациям, которые устроил зал, – так вела обсуждение критик. – Сначала я увидела картинку, поняла, что это музыканты, потом заметила, что они ненастоящие, и тут впервые осознала, что театр меня обманывает, что я очень люблю».
Шаг за шагом Оксана останавливалась на успешных или «работающих» моментах спектаклей, затем отмечала, с чем у неё возникали проблемы. Подробный разбор прошли пять премьер.
Одна из них – нашумевшая «Дюймовочка» режиссёра Виктории Печерниковой.
«Конечно, спектакль впечатляет: и работа художника, весь этот придуманный, совершенно индивидуальный мир, в котором от сцены к сцене художник придумывает свою реальность и отсылает каждый раз к новым пространствам и эстетикам. И это своеобразное путешествие с художником по миру произведения для меня – одно из самых сильных впечатлений, самых интересных», – с таких эмоций начала театровед, дальше погружаясь в детальное обсуждение спектакля.
В «Колыбельной Марселя Марсо» режиссёра Александра Черепанова Оксана уделила особое внимание актрисе – рассказчице Ольге Теляковой: «Когда входишь в такую сложную сюжетную арку, сразу думаешь: как же она будет держать внимание, за что якориться? Но это такой виртуозный актёрский спектакль, что и я попалась на её персонажа. Когда Ольга Васильевна подходила к кому-то из зрителей, они буквально замирали, словно это мистический персонаж. В этот момент они включались навсегда, словно она назначала их своими визави».
«Когда мы познакомились с Оксаной, она много моих спектаклей смотрела, – рассказал режиссёр Александр Черепанов. – Она понимает всё, что закладывается на идейном уровне, разгадывает все приёмы, откуда они берутся, у неё есть хорошее понимание театра, его истории. Она видит насквозь, меня это всегда удивляет, и для меня это главное, потому что не со всеми критиками возникают подобные ощущения. И конечно, с ней сложно не согласиться, не возникает утраты взаимопонимания. Когда Оксана делает какие-то замечания, это не может ранить, потому что она человек образованный, профессиональный и разговор ведёт на этом же уровне, никаких личностных оскорблений. Всё очень конструктивно».
Театровед посмотрела сразу два спектакля Александра, второй – это «Ван Гог. Автопортрет».
«Вообще, считается, что сумасшествие не драматургично, потому что оно линейно. Если кто-то безумен, то это состояние, мы в него входим, но с ним очень сложно из зрительного зала зацепиться, поскольку зрительское восприятие устаёт от существования на сцене, в котором нет для него привычных событий. Но у вас случается диалог двух одиноких людей, здесь есть человеческая тактильная история, много пластических, физических мизансцен. Эти поддерживающие отношения случаются, и чувство родства возникает, хоть персонажи и сблизились по воле режиссёра. Для меня это становится важнее обречённого мира, который уничтожает их, изолирует».
Вместе с Оксаной постановку уже во второй раз смотрел театральный критик Владимир Спешков. Он тоже поделился мнением с труппой: «Спектакль мне очень нравился и на премьере, нравится и сейчас. Пространство, которое невыносимо для этой погоды, шерстяные одеяла, костюмы – всё это работает. Что касается сумасшествия, то здесь для меня это не сумасшедшие люди: они жертвуют собой ради искусств. И источником вдохновения становится саморазрушение, которое идёт до крайностей в своих проявлениях. Интересно наблюдать за актёрским дуэтом, за соединением артистов и за тем, как по отдельности они проживают свои роли. Особенный контакт рождает энергию. На мой взгляд, пластически этот спектакль сильнее, чем на уровне текста. Кроме того, оригинальный замысел спектакля открыл каждого из актёров».
Тёплое принятие спектакля специалистами тронуло и артистов, и режиссёра. «Артист – это такой человек, на котором замыкается театр, через которого театр транслирует определённые мысли, – размышлял Александр Черепанов. – Встреча со спектаклем происходит через встречу с актёром. Данная постановка – не очень привычная работа, это был нелёгкий опыт, спектакль непросто рождался. И когда понимаешь, что не зря прошли усилия, это приятно, полезно. Тем более когда работу оценивают специалисты, профессиональные критики. Мне кажется, это очень важно для всех – и для артистов, конечно, в первую очередь».
Посмотрела Оксана Кушляева и последнюю премьеру прошлого сезона – флекс «Я танцую как дебил» режиссёра Ивана Миневцева.
«Игорь Витренко – уже достаточно известный драматург, но большой постановочной судьбы у него пока нет, поэтому ваш театр делает ему подарок – открывает его. Для меня это радостное театральное впечатление. Потому что когда глазами читаешь, понимаешь, что это история про обыкновенных, ничем не примечательных людей. Это обыкновенная любовная история, но таких как раз не хватает театру. Надо было сделать так, чтобы она не стала проходной. И здесь появляется неожиданная метафора с этим танцем вог, с сумасшедшей эстетикой, подиумом, это работает, и чем дальше – тем больше и больше. Это действительно ключ к пьесе, который её открывает. Вообще, здесь речь обо всём: восприятие обыденного и прекрасного, и наше отношение к странному, уязвимому, в том числе к странному и пограничному внутри себя, и как мы с этим поступаем».
Вера Вяткина
Фото: Игорь Шутов