Денис Иванович Филоненко

Денис Иванович Филоненко

Артист

Дата рождения
28 апреля

Место рождения
г. Екатеринбург, Уралмаш

Образование
Екатеринбургский государственный театральный институт (мастер курса Алексей Васильевич Петров)

Награды

2022
Благодарность Президента РФ
за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

В театре с 1997 года

Театральное закулисье Денис Филоненко открыл ещё в детстве, в Екатеринбурге (тогда ещё Свердловске). 

– Я из обычной семьи: мама – врач, папа – актёр. А я троечником был, – с улыбкой вспоминает актёр. – Родился и вырос на Уралмаше. В театр впервые попал в детсадовском возрасте. Первый спектакль, который помню, – «Бременские музыканты». Это была Свердловская музкомедия. Гулял по закулисью, ездил с отцом на гастроли. О детстве воспоминания самые прекрасные.

После восьмого класса Денис Иванович поступил в техникум, отучился на техника-механика зерноперерабатывающей промышленности. Потом пошёл в армию (служил в Белоруссии, в Восточной Германии, на Северном Кавказе). Вернувшись, поступил в Екатеринбургский театральный институт на курс Алексея Васильевича Петрова. На последнем году обучения после смотра Тенгиз Махарадзе и Игорь Перепёлкин пригласили Дениса Филоненко в Челябинский ТЮЗ. 

Прямая речь

Чтобы стать состоявшимся актёром, нужно прожить на сцене несколько лет, внутри себя, через образы. В какой-то момент окунаешься в мир на сцене или какой-то режиссёр, какая-то роль тебя захватывает – и всё, ты весь там. И волнение уже другое, другого качества. У кого-то это во время учёбы происходит, кто-то с этим состоянием рождается, а кому-то нужно пройти долгий путь. 

Мне кажется менять в театре ничего не нужно. Наоборот, нужно сохранять то, что уходит. Театр сейчас ищет что-то новое, новые формы, но по сути возвращается то, что уже было. Театр пульсирует, и это хорошо. Лишь бы не разорвался.

Изначально артисты развлекали знать, веселили народ, зарабатывали так себе на жизнь. Это была низшая прослойка общества. Советская эпоха построила целую систему, и театр стал должен. Сейчас эта система порушилась. Театр занимается отчасти просвещением, воспитанием, отчасти развлечением, мечется в ветрах разных названий, тем, финансовых и административных проблем и задач. Наверное, поэтому иногда его штормит.

Для актёра всё важно – и ум, и эмоции. Но ещё важнее настрой, желание работать. Какая-то внутренняя движуха должна быть. Думать, работать над собой лучше за сценой. Здесь же больше нужны интуиция, эмоции. И опыт, навыки, которые приобретаются, развиваются, упорядочиваются со временем. 

Мы все от чего-то зависим по жизни. В этом и смысл – понять, кто ты есть, находясь в состоянии несвободы, преодолевая рамки. Выход на сцену даёт возможность немножечко понять себя. Хорошо, когда озарение приходит. По-другому начинаешь смотреть на происходящие в жизни события. 

Школа русского театра приковывает к себе тем, что даёт понимание: мир больше того, что мы видим. Это помогает открывать в себе и в мире глуби́ны, позволяет заглянуть в себя и познать то, что выше тебя.

Раньше театр казался более сплочённым, цельным. Но это связано не с коллективом, а с социумом: была другая обстановка в стране, и театр это отражал. Сейчас время, среда, атмосфера другие. Люди меняются. Может, где-то и качество страдает. Но не мне судить. 

Театр должен быть театром. Если отталкиваться от системы Станиславского, театр должен создавать нечто конструктивное, светлое. Не развлекуха должна быть, а серьёзная работа, красота, вдохновение и немного чуда.

Может ли театр дать новый опыт? Он может, скорее, эмоционально потрясти конкретного человека. Опыт – это другое. Это то, что делает нас разумнее, духовно богаче. Чтобы по-настоящему возвысить других людей, мы сами должны быть святыми. А в театре святые не работают. Всё проще. Все истины давно открыты. Нужно только в правильном месте их искать и над собой работать. Из века в век проблемы и разговоры одни и те же. Никто лучше не стал. Так где же здесь заслуга театра?

Идеальный, в моём понимании, режиссёр должен быть честным перед самим собой, знающим своё дело, увлечённым. И обязательно жёстким, но это не значит – жестоким. Иначе будет просто игра в театр.

Жизнь – это любовь и есть. В светлых своих проявлениях. Это тяжёлый труд – стремление стать лучше, чище. Это сложно, всю жизнь мы пытаемся понять. Главное – не путать любовь с привязанностью, поклонением.

Свобода для меня – состояние абсолютной любви. Дальше – рамки: разные формы существования, общество и так далее... Искать себя, быть честным перед собой – это свобода... Согласитесь, странно: мы пытаемся вывести формулу свободы в театре – месте, где все изначально зависят друг от друга. Разрыв шаблона... Но всё это очень жизненно... 

Награды

2022
Благодарность Президента РФ
за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Репертуар

Дюймовочка Крот; Рыбка; Жучок; Дятел; Эльф

Капитанская дочка Иван Кузьмич (комендант), Дворовые люди

Конёк-Горбунок Царский Спальник

Кто украл орехи? Комиссар Гордон

Мера за меру Брат Пётр

На балу удачи Гассион (её отец), Саша Гитри

Петербургские повести Иван Яковлевич

Сердце завода Игорь Петрович

Собачье сердце Доктор Борменталь

Созвездие Бродячих Котов Синьор Мариконе, Винченцо

Алые паруса Лонгрен

Буратино Дуремар

Гроза Шапкин (мещанин)

Дело Макропулоса Ярослав Прус, Меценат

Идиот! Достоевский

Кентервильское привидение Сэр Симон де Кентервиль (чисто английское привидение)

Мой папа — Дед Мороз Дедушка Миши

Настоящий друг Дядя Жора; Павлин Павел; Крокодил Кирилл; Кролик Константин; Ленивец Лёня

Русское. Островский Аристарх (дядя Параши)

Сапожки Парни

Фуня Кристиан Киприанович; учитель

Хотите быть моей женой? Чубуков (помещик)

Ближайшие спектакли с участием артиста

17
Сб
мая
17 мая, Сб
Аркадий Хайт
Музыкальная сказка
0+
1 час 15 минут
400-500 руб.
17
Сб
мая
17 мая, Сб
Спектакль - концерт хоровой музыки
12+
18
Вс
мая
18 мая, Вс
Пётр Ершов
Сказка
6+
1 час 20 минут
400-500 руб.