Наталья Ивановна Антонова

Заслуженная артистка Российской Федерации
Дата рождения
26 ноября
Награды
Декабрь 2020
Диплом Законодательного собрания Челябинской области
За долголетнее служение и преданность театральному искусству.
2015
Благодарственное письмо Законодательного Собрания Челябинской области
2011
Почётная грамота Администрации города Челябинска
За добросовестный труд и личный вклад в развитие театрального искусства города Челябинска
2010
Почётная грамота Министерства культуры Челябинской области
2006
Почётная грамота Министерства культуры Челябинской области
2005
Фестиваль «Сцена-2005»
Приз «За лучшую женскую роль второго плана» (роль Лошади в спектакле «Очень простая история», режиссёр Олег Хапов)
2004
Почётная грамота губернатора Челябинской области
2001
Почётная грамота Главного управления культуры и искусства администрации Челябинской области
1999
Почётное звание «Заслуженный артист РФ»
1991
Значок Министерства культуры СССР «За отличную работу»
1979
Семинар творческой молодёжи
Лауреат смотра
Впервые в Челябинском ТЮЗе Наталья Антонова побывала в 1966 году на премьере по пьесе Натальи Долининой «Они и мы». С того дня сохранилась фотография, сделанная после показа.
– Мы решились сфотографироваться с исполнителем главной роли, который меня покорил, – рассказывает актриса. – Прошло столько лет, а я до сих пор помню его фамилию – Елисеев. Он был очень интересным актёром с редким амплуа – герой-неврастеник.
Поле Наталья Антонова поступила в театральную студию под руководством Зои Александровой. Через год студийцы показали спектакль «Однажды и навсегда» по пьесе современного драматурга Нины Ивантер. Наталья Антонова играла свою тёзку, Наташу. Название постановки символично определило её дальнейшие отношения с театром, который тоже вошёл в жизнь актрисы однажды и навсегда.
Работать в Челябинский ТЮЗ актриса пришла в 1972 году, была принята в труппу театра главным режиссёром Тенгизом Махарадзе. Дебют был в спектакле «Пузырьки» по пьесе Александра Хмелика (роль Тани Скрипицыной). За все годы работы Наталья Ивановна сыграла более 120 ролей.
– Мы часто выезжали на гастроли. В мае – по Челябинской области, в сентябре – по всему Советскому Союзу. Где мы только не были, – вспоминает Наталья Ивановна. – Даже в Херсоне и Керчи. Мне посчастливилось работать с Зиновием Корогодским, Андреем Приходько (учеником Петра Фоменко), Александром Мексиным, Анатолием Праудиным, композитором Светланой Галыбиной, Михаилом Лурье (учеником Анатолия Эфроса). Важный для Натальи Антоновой опыт был связан с режиссёром Никой Косенковой.
– Для спектакля «Фантазии на темы Шекспира» она предложила труппе выбрать по отрывку из Шекспира, – продолжает актриса. – Не все приняли её метод работы. Она строгая, жёсткая. Но когда я узнала её лучше, поняла, что дороже человека нет. Благодаря Нике я вышла на новый уровень и перестала играть только лирических героинь. «Сколько можно играть Мальвин?» – сказала она мне и дала роль Клеопатры в том спектакле.
Наталья Антонова мгновенно меняет образы: только что ты говорил с гостеприимной хозяйкой уютной гримёрки, как вдруг перед тобой строгая тётя Полли из спектакля «Поллианна» или несгибаемая Васса Железнова. Наталья Антонова – человек с добрым сердцем, внутренним стержнем, истовой преданностью своей профессии. И вслед за своей героиней, Анной из спектакля «Синяя Борода», актриса говорит:
– Я ни о чём не жалею. Я прожила свою жизнь так, как хотела. Правда, я прожила её в одно мгновение. Огромную жизнь, полную любви. Я считаю, что театр подарил мне счастье. Я считаю, что занимаюсь своим делом.
Прямая речь
Я ничего не могу играть без сочувствия и без оправдания.Театр – странная вещь. Он построен на контрастах. С одной стороны, нужно знать и чтить традиции, с другой – чувствовать современность. С одной стороны, актёр должен быть свободным, с другой – он зависит от режиссёра. В театре должна быть жесточайшая дисциплина. Потому что один человек подведёт – и всё. Меня убивает непонимание этих вещей.
Я не люблю, когда в театре один-два ведущих актёра. Это провинциально. В театре должен быть ансамбль примерно равных по уровню артистов. Играть с партнёром, который слабее тебя, неинтересно. В этом нет роста.
У актёра должна быть оголённая нервная система. Но при этом должен быть душевный покой, ты как актёр должен чувствовать, что режиссёр к тебе расположен, что он тебе доверяет, верит в тебя.
Режиссёр должен быть талантлив, любить актёров. Он может быть строг и даже кричать. Но не унижать. Бывает, режиссёр кричит, но из-за того, что у него душа болит – за дело, за актёров. Тогда это не обидно и лично меня не сковывает. А если на меня просто заорут, я вырублюсь.
Я за современную пьесу, потому что это про людей. Я немного устала от классики. Мы много играли её в 90-е годы, прятались так от реальности. Но уйдя в классику, мы потеряли связь со зрителем.
Театр меняется. И это правильно. Но он должен меняться не в шелухе, не в обёртке, а в сути. Зритель тоже меняется. Он уже не всеядный, не заражённый каналом «Россия», где одни сериалы про золушек, которые ищут принцев. Зрители хотят чего-то серьёзного. Мне кажется, мы должны чувствовать это и стараться дотянуться до них, ставить о том, что волнует людей.
На меня нельзя давить. Я должна прийти к чему-то сама. Меня можно направить, подтолкнуть, но не брать силой. Мне нужно дать возможность решить самой. Тогда я пойду за человеком хоть куда.
Красота во всём. Люблю поэзию, живопись. Последнее время стала наблюдать за пожилыми людьми, за тем, как они старятся. У всех это происходит по-разному. У кого-то красиво, у кого-то нет. Красоту можно найти и в старушечьем лице, и в хорошем спектакле. Я люблю красивых актрис. У них другая красота, не как в быту. Если актриса правильно существует на сцене, она будет завораживать, даже если в обычной жизни она не очень привлекательна. И, наоборот: в неудачном материале красивые актрисы на сцене становятся некрасивы.
Я люблю смотреть на небо у нас в саду, особенно ночью. Оно меня завораживает, притягивает, в нём глубина. Это и страшно, и удивительно.
Раньше я думала, что любовь – это страсть, всякие Грушеньки и Настасьи Филипповны. Но с возрастом поняла, что имела в виду моя бабушка, когда говорила: «Человек, который любит тебя, должен тебя жалеть». Мы пережили довольно трудное время, когда всё было по талонам. И мой муж незаметно подсовывал нам с сыном кусочки колбасы, масла. Он всегда мог вовремя подставить стул, открыть дверь, поддержать, подсказать, высказать нелицеприятную правду.

Награды
Декабрь 2020
Диплом Законодательного собрания Челябинской области
За долголетнее служение и преданность театральному искусству.
2015
Благодарственное письмо Законодательного Собрания Челябинской области
2011
Почётная грамота Администрации города Челябинска
За добросовестный труд и личный вклад в развитие театрального искусства города Челябинска
2010
Почётная грамота Министерства культуры Челябинской области
2006
Почётная грамота Министерства культуры Челябинской области
2005
Фестиваль «Сцена-2005»
Приз «За лучшую женскую роль второго плана» (роль Лошади в спектакле «Очень простая история», режиссёр Олег Хапов)
2004
Почётная грамота губернатора Челябинской области
2001
Почётная грамота Главного управления культуры и искусства администрации Челябинской области
1999
Почётное звание «Заслуженный артист РФ»
1991
Значок Министерства культуры СССР «За отличную работу»
1979
Семинар творческой молодёжи
Лауреат смотра
Репертуар
Вечно живые Варвара Капитоновна
Петербургские повести Штаб-офицерша
Человек в закрытой комнате Сотрудник крематория
Чёрный апельсин Старушка
Алые паруса Марта
Буратино Фея Мирабелла
Идиот! Авдотья Назаровна (старуха с неопределённою профессией)